Диагностическое направление является одним из основных в деятельности центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Реализуя диагностическую функцию, специалисты осуществляют своевременное выявление детей, нуждающихся в специальном образовании и коррекционной помощи, их психолого-медико-педагогическое обследование с целью определения адекватных условий обучения и воспитания, программы обучения. А также изучают динамику образовательных изменений и личностных приращений ребенка в процессе обучения, раскрытие его способностей и потенциальных возможностей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 265 Кодекса Республики Беларусь об образовании в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации создана и функционирует психолого-медико-педагогическая комиссия (далее - комиссия) для проведения психолого-медико-педагогического обследования детей с особенностями психофизического развития.
Деятельность комиссии регламентируется:
- Кодексом Республики Беларусь об образовании (ст. 265, п.2);
- Законом РБ «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» от 18 мая 2004 года;
- Постановлением Министерства образования Республики Беларусь №253 от 05.09.2011 года «Об утверждении инструкции о порядке выявления детей с особенностями психофизического развития и создания банка данных о них»;
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь №233 от 16.08.2011 года «Об утверждении Положения о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь» (глава 4).
- Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь №128 от 22.12.2011 г. «Об определении медицинских показаний и противопоказаний для получения образования».
В состав ПМПК входят:
- председатель комиссии, директор Роскач Н.Г.;
- члены комиссии:
заместитель директора по ОД Белевич М.В.;
учитель-дефектолог, Бесман В.В.;
учитель-дефектолог, Кучинская О.Н;
педагог-психолог, Забаронок Д.С.;
врач-психиатр, Богданович З.М.
Заседания ПМПК подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя на базе:
центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (областного, городского, районного);
специального учреждения образования (специальная общеобразовательная, вспомогательная школа, школа-интернат, специальное дошкольное учреждение);
детского дома;
учреждений образования общего типа, создавших условия для получения образования детьми с особенностями психофизического развития (общеобразовательная школа, школа-интернат, дошкольное учреждение);
на дому (с учетом состояния здоровья ребенка).
Инициаторами психолого-медико-педагогического обследования ребенка могут выступать:
- законные представители;
- учреждения социального обслуживания;
- учреждения образования;
- организации здравоохранения.
Комиссия осуществляет свою деятельность только с согласия и в присутствии законного представителя ребенка или лица его заменяющего.
До 15 февраля учителям-дефектологам учреждений образований необходимо будет предоставить в ЦКРОиР по электронному адресу заявку на обследование детей ПМПК, а учителям-дефектологам ПКПП предоставить данные о количестве детей, которым необходимо обследование на ПМПК для зачисления (вывода) обучающихся и воспитанников в (из) ПКПП.
Все графы заявки должны быть заполнены, точно указаны дата обследования и номер заключения ЦКРОиР (для повторно обследуемых детей). Не должно быть ошибок в написании даты рождения, фамилии, имени, отчества ребенка. Дети вписываются в алфавитном порядке.
Для проведения психолого-медико-педагогического обследования законным представителем представляются следующие документы:
- подробная выписка из истории развития ребёнка с заключениями специалистов (отоларинголога, офтальмолога, невролога и др.). Выдаётся в территориальной поликлинике участковым врачом-педиатром;
- справка организации здравоохранения, предоставляемая законным представителем, о наличии у ребенка психического нарушения (заключение врача-психиатра);
- психолого-педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением образования, где обучается (или воспитывается) ребёнок;
- результаты продуктивных видов деятельности ребёнка дошкольного возраста или ксерокопии письменных работ учащегося.
Требования к составлению психолого-педагогических характеристик на детей, поступающих на обследование на ПМПК
- чёткая структурированность материала;
- использование точных грамотных определений и терминов;
- научно-деловой стиль изложения;
- отражение всех критериев развития ребёнка;
- личностно-ориентированный подход.
При медицинском обследовании изучаются: физическое состояние, соматическое состояние, состояние органов чувств, психическое состояние, состояние нервной системы детей. При психолого-педагогическом обследовании изучаются: интеллектуальное развитие, речевое развитие, познавательная деятельность, состояние ведущей для ребенка деятельности (игровой или учебной), сформированность учебных навыков (для школьников), индивидуальные особенности личности, поведения, состояние эмоционально-волевой сферы.
Для специалистов, проводящих психолого-педагогическое обследование (педагога-психолога, учителя-дефектолога), для врача-психиатра основным документом, отражающим наиболее важную и существенную информацию о ребенке, является педагогическая характеристика. Этот документ заполняется воспитателем дошкольного учреждения, учителем-дефектологом или классным руководителем школы, подписывается руководителем учреждения.
Педагогическая характеристика должна составляться объективно и грамотно. В ней должны быть отражены следующие сведения:
- сколько времени находится ребенок в данном учреждении образования;
- особенности адаптации ребенка к учреждению образования;
- в каком возрасте ребёнок поступил в школу и какова степень подготовленности;
- как успевает ребенок и в чем заключаются трудности усвоения им программы, характер ошибок (отдельно по математике, письму, чтению и другим предметам);
- особенности поведения на уроках: дисциплина, работоспособность, степень внимания. Более детально необходимо остановиться на тех случаях, когда у ребенка выражена двигательная расторможенность, повышенная утомляемость, рассеянность, несобранность и т.д.;
- взаимоотношение ученика с коллективом сверстников, особенно в тех случаях, когда ребенок драчлив, агрессивен или, наоборот, чрезмерно пассивен. Отметить, как относятся к нему другие дети;
- указать, какие меры коррекции применялись, и их эффективность (дополнительные занятия, щадящий режим и т.д.).
Периодичность проведения
психолого-медико-педагогической комиссии
Периодичность проведения ПМПК определяется реальными запросами образовательных учреждений на основе анализа банка данных детей в регионе.
Периодичность проведения ПМПК – не реже 1 раз в два года в следующих случаях:
- при наличии у ребенка сложного физического и (или) психического нарушения;
- при наличии у ребенка статуса сироты или оставшегося без попечения родителей;
Психолого-медико-педагогическое обследование проводится в обязательном порядке при:
переводе ребенка с особенностями психофизического развития из специального учреждения образования в класс интегрированного обучения учреждения образования общего типа;
принятии решения о переводе ребенка на другую учебную программу специального образования или учебную программу для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования;
переходе ребёнка, имеющего трудности в обучении, нарушения речи из начального в среднее звено;
переходе ребёнка с ОПФР из дошкольного учреждения в школу.
подробнее... / свернуть