Тема педагогического проекта: "Формирование сенсомоторных навыков у детей с тяжёлыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями посредством создания нетрадиционных средств обучения"
Сроки реализации педагогического проекта: 2019г.-2021г.
Сведения о руководителе учреждения образования: директор Буцевицкая Светлана Леонидовна, высшее педагогическое образование, высшая квалификационная категория, педагогический стаж - 27 лет.
Сведения о руководителе педагогического проекта: Белевич Майя Валентиновна, высшее педагогическое образование, высшая квалификационная категория, педагогический стаж - 28 лет.
Цель: формирование и развитие сенсомоторного восприятия и способов познания окружающего мира с помощью нетрадиционных средовых ресурсов.
Задачи:
выявить уровень готовности всех участников образовательного процесса к использованию нетрадиционных средовых ресурсов;
разработать дорожную карту реализации проекта;
разработать и создать нетрадиционные средовые ресурсы для формирования сенсомоторных умений обучающихся;
повысить профессиональную компетентность педагогов, обучить педагогов эффективным способам использования разработанных творческих продуктов;
привлечь педагогов и родителей для создания средовых ресурсов для развития сенсомоторных навыков;
развивать сенсомоторные умения и навыки у обучающихся посредством использования нетрадиционных средовых ресурсов;
представить опыт работы по использованию нетрадиционных средовых ресурсов для педагогов;
обогатить адаптивную образовательную среду учреждения образования через создание нетрадиционных средовых ресурсов;
провести корректировку деятельности согласно полученным результатам.
Основная идея
Проблема обучения детей с тяжёлыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями развития (далее - ТМНР) становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы детей в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями их адаптации в общество.
Основная идея проекта состоит в создании нетрадиционных средовых ресурсов с целью повышения уровня сенсомоторного развития обучающихся.
Система работы учителя-дефектолога по формированию сенсомоторных умений и навыков средствами нетрадиционных средовых ресурсов предусматривает: профессиональную готовность педагога, диагностику уровня сенсомоторного развития, анализ уровня сенсомоторного развития ребёнка, средовых ресурсов, работу с родителями, тесную взаимосвязь всех специалистов ЦКРОиР.
Новизна проекта
Разработанный материал позволит организовывать и осуществлять работу по сенсомоторному воспитанию детей с ТМНР в системе, что будет способствовать качеству и продуктивности педагогического процесса. данный проект позволит создавать такие условия, в которых ребёнок добровольно принимает и подчиняется предлагаемым правилам, выполняя их с удовольствием, при этом не испытывая чрезмерной нагрузки, вследствие того, что в основе программы лежит игровая деятельность.
Реализация проекта позволит:
расширить кругозор каждого ребёнка на базе ближайшего окружения;
создать оптимальные условия для познавательной активности, через оснащение адаптивной образовательной среды;
использовать данный систематизированный материал различными специалистами в рамках любого другого учреждения образования;
повысить компетентность родителей в вопросе сенсорного развития детей;
создать атмосферу доверия, комфорта между педагогическим коллективом и семьями обучающихся.
Программа реализации педагогического проекта
«Формирование сенсомоторных навыков у детей с тяжёлыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями посредством создания нетрадиционных средств обучения»
Сроки реализации: 2019 – 2021
Виды работы
|
Содержание работы
|
Ресурсы
|
Результат
|
1 этап – подготовительный
сентябрь 2019 - январь 2021г.
Задача: подготовка учреждений образования к реализации Проекта
|
Организационно-управленческая
|
Оценить уровень готовности педагогических кадров (уровень педагогических и проектных умений, квалификационная категория)
|
Методы диагностики
|
Аналитическая справка по результатам диагностики
|
Оценить уровень финансовой готовности и материально-технической базы учреждения образования для реализации проекта
|
Финансовая документация
|
Аналитическая справка по результатам
|
Изучение отечественного и зарубежного опыта по формированию сенсомоторных навыков у детей с ТМНР;
|
Периодическая печать, интернет-источники
|
Знание основ документа
|
Изучение локальных нормативных документов, регулирующих качество проекта
|
Периодическая печать, интернет-источники
|
Картотека материала сенсомоторного развития.
|
Издание приказа по учреждениям образования о внедрении проекта
|
Пакет документов для начало реализации проекта
|
Приказ о внедрении проекта
|
Создание творческой группы по реализации проекта
|
Протокол заседания
|
Приказ о создании творческой группы
Положение
|
Составление дорожной карты проекта
|
Методическая литература
|
Дорожная карта
|
Разработка календарных планов
|
Нормативно-правовые документы, методические рекомендации
|
Календарный план
|
Мониторинг результатов подготовительного этапа реализации Проекта.
|
Документация
|
Аналитическая справка
|
Психолого-
педагогическая
|
Определение уровней мотивационно-личностного, когнитивного компонентов готовности педагогов к формированию сенсомоторных навыков у детей с ТМНР через создание нетрадиционных средств обучения.
|
Методы диагностики
|
Аналитическая справка по результатам диагностики
|
Проведение обучающего семинара для педагогов, участвующих в реализации Программы
|
Обучающие семинары, родительские собрания
|
Планы проведения мероприятий
|
Методическая
|
Создание банка информационных материалов, отражающих развитие сенсомоторных навыков у детей с ТМНР
|
Информационные материалы
|
Банк информационных материалов
|
Заседания творческой группы учреждения
|
План реализации проекта
|
Протоколы заседания
|
Разработка алгоритма деятельности педагогов по направлениям
|
Методическая литература, интернет- ресурсы
|
Индивидуальные планы деятельности по направлениям педагогов, памятки, рекомендации
|
ΙΙ этап – практический
Задача: реализация педагогического проекта
январь 2020 - январь 2021
|
Организационно-управленческая
|
Создание системы управления проектом: наличие локальных нормативных документов, регулирующих качество проекта.
|
Фонд методической литературы, наличие компьютеров
Методическая литература
|
Портфолио
педагогов индивидуальных разработок по направлениям реализации проекта
Планы взаимодействия
|
Психолого-педагогическая
|
Диагностика трудностей педагогов, участников творческой группы
|
Диагностический инструментарий
Беседа, анкетирование, изучение педагогической документации
|
Информация о трудностях и потребностях педагога
|
Принятие необходимых корректирующих действий для устранения выявленных во время диагностики
|
Консультация, беседа
|
Исправление выявленных трудностей
|
Выявление уровня сенсомоторного развития детей с ТМНР
|
Диагностика
|
Динамика сенсомоторного развития
|
Методическая
|
Обмен опытом по вопросам формирования сенсомоторных навыков детей с ТМНР
|
Круглые столы
|
Планы
заседаний
|
Формирование методических материалов по теме проекта
|
Литература
|
Буклеты, памятки,
Мультимидийные продукты
|
Обеспечение системы методического консультирования педагогов в процессе реализации проекта
|
Консультации
|
План консультаций
|
Самообразование педагогов по теме проекта
|
План самообразования
|
Отчёт по самообразованию
|
Пополнение предметно-развивающей среды групп, классов
|
Изготовление пособий
|
Систематизация нетрадиционных средств обучения по теме проекта
|
Представление первичного опыта реализуемого проекта
|
Просмотр занятий, уроков
|
Обобщение знаний педагогов об использовании нетрадиционных средств обучения по формированию сенсомоторных умений
|
Создание условий для взаимодействия педагогов и родителей по развитию сенсомоторных навыков у детей с ТМНР
|
Родительское собрание
|
Получение родителями представлений о роли семьи в развитии сенсомоторных умений и навыков
|
Форма предоставления результатов реализации педагогического проекта на II этапе: отчёт, приложение к отчёту в виде таблиц и картотеки нетрадиционных средств обучения, конспекты занятий, уроков с использованием нетрадиционных средств обучения.
|
ΙΙΙ этап – заключительный
Январь 2021
Задача: анализ результатов реализации педагогического проекта
|
Организационно-управленческая
|
Анализ сформированность сенсомоторных навыков у детей с ТМНР
|
Диагностический инструментарий
|
Информация
|
Обобщить результаты диагностики профессиональных компетенций педагогов
|
Инструментарий контроля результатов
|
Педсовет: решение;
приказ о поощрении по итогам мониторинга
|
Психолого-педагогическая
|
Оценка эффективности проекта в соответствии с критериями оценки качества процесса реализации педагогического проекта
|
Инструментарий контроля
|
Информация
|
Методическая
|
Отчет-описание каждого направления деятельности педагогического проекта;
анализ возникших проблем, определение эффективности программы, трансляция опыта,
определение приоритетных направлений дальнейшей работы
|
Отчеты творческих групп педагогического проекта.
|
Педсовет,
рекомендации по использованию результатов проекта.
Презентация.
|
оформление результатов педагогического проекта
|
Семинар-практикум
|
Проект оформления методической продукции (картотека,конспекты занятий, уроков)
Примерный текст обобщённого педагогического опыта
|
Форма представления итогового результата реализации педагогического проекта на III этапе: итоговый отчёт с приложениями, мультимедийная презентация, выставка нетрадиционных средств обучения.
|
подробнее... / свернуть