НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПУНКТА КОРЕЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ.
Организация и оказание коррекционно-педагогической помощи в пункте осуществляется в соответствии с нормативными предписаниями Кодекса Республики Беларусь об образовании (статья 15), а также следующих нормативных правовых актов Республики Беларусь:
постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24.01.2008 № 100 (ред. от 21.10.2011) «О предоставлении основногоотпуска продолжительностью более 24 календарных дней»;
постановлений Министерства образования Республики Беларусь:
от 25.07.2011 №131 «Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи» (ред. от 12.10.2012);
от 16.01.2007 № 4 «О типовых штатах и нормативах численности работников начальных, базовых, средних, вечерних, специальных общеобразовательных, вспомогательных школ, гимназий, лицеев» (ред. от 28.08.2008);
от 26.12.2007 № 101 «О типовых штатах и нормативах численности работников учебно-педагогических комплексов ясли-сад-школа и детский сад-школа» (ред. от 28.08.2008);
от 5.09.2011 №255 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников и признании утратившими силу отдельных постановлений Министерства образования Республики Беларусь»;
от 26.02.2008 № 16 «Об утверждении Перечней средств обучения, учебного оборудования для общеобразовательных учреждений и специальных учреждений образования» типовых штатах и нормативах численности работников учебно-педагогических комплексов ясли-сад-школа и детский сад-школа» (ред. от 06.10.2008);
постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь
от 22.12.2011 №128 «Об определении медицинских показаний и противопоказаний для получения образования»;
от 12.12.2012 № 197 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для отдельных учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью»;
от 25.01.2013 № 8 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования»;
постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 24 мая 2012 г. № 140 «О некоторых мерах по реализации ЗаконаРеспублики Беларусь от 25 ноября 2011 года «Об архивном деле иделопроизводстве в Республике Беларусь»;
методических рекомендаций:
методические рекомендации «Организация и содержание работы в пунктах коррекционно-педагогической помощи» от 25 мая 2012 г.
инструктивно-методическое письмо «Об организации коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития при получении ими дошкольного или общего среднего образования» от 26 июня 2013 г.
2. КОМПЛЕКТОВАНИЕ ПКПП
2.1. ДОКУМЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ПРИ КОМПЛЕКТОВАНИИ ПУНКТА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Комплектование пункта коррекционно-педагогической помощи осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства образования Республики Беларусь.
С целью выявления нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи специалисты ЦКРОиР совместно с учителем-дефектологом ПКПП проводится предварительное обследование детей (при наличии согласия родителей обучающихся и запроса (заявки) руководителя учреждения образования).
Форма заявки
Заявка ГУО “______________” на обследование детей ПМПК
№ п/п
|
ФИО
обучаю-щегося
|
Дата рождения
|
Домашний адрес
|
Класс/
группа
|
Предварительное заключение учителя-дефектолога
|
Примечание
|
|
|
|
|
|
|
|
Обратить внимание на оформление заявки:
заявка должна быть с исходящим номером, за подписью руководителя учреждения образования и заверенная печатью учреждения образования.
По итогам предварительного обследования выявляются обучающиеся, которые нуждаются в коррекционно-педагогической помощи. Учитель-дефектолог ПКПП сообщает родителям обучающихся о результатах предварительного обследования, проводит с ними разъяснительную работу о необходимости коррекционно-педагогической помощи и информирует их о процедуре психолого-медико-педагогического обследования в ЦКРОиР для получения заключения с рекомендациями об оказании коррекционно-педагогической помощи, о графике работы психолого-медико-педагогической комиссии ЦКРОиР. Отказ от прохождения ПМПК является основанием для отказа в зачислении обучающегося с ОПФР в ПКПП.
Зачисление в ПКПП осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании следующих документов:
- заключения ЦКРОиР (с рекомендациями по организации коррекционно-педагогической помощи, с указанием периода, в течение которого рекомендовано оказание коррекционно-педагогической помощи обучающимся с ОПФР);
- заявления законного представителя обучающегося с ОПФР.
Отчисление из ПКПП осуществляется приказом руководителя на основании:
- списка обучающихся, исправивших нарушение психофизического развития, утвержденного директором ЦКРОиР;
- заявления законного представителя обучающегося с просьбой о переводе в связи со сменой места жительства или сменой учреждения образования;
- приказ руководителя учреждения образования, об отчислении обучающегося из данного учреждения.
В ПКПП в первую очередь принимаются обучающиеся, нарушения психофизического развития, которых препятствуют успешному освоению ими образовательной программы дошкольного образования или образовательной программы общего среднего образования.
В связи с вышеперечисленными требованиями необходимо оформить следующую документацию:
1) список обучающихся, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи – утверждается директором государственного ЦКРОиР;
2) список обучающихся, зачисленных в ПКПП - утверждается руководителем учреждения на основании списка детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, и согласовывается с директором ЦКРОиР;
3) список обучающихся, исправивших нарушения психофизического развития– утверждается директором государственного ЦКРОиР оформляются и подаются в ЦКРОиР в течение 3 дней.
За своевременность подачи списков с целью формирования банка данных детей с ОПФР несет ответственность учитель-дефектолог учреждения образования.
После сверки списка детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, учителем-дефектологом и утверждения директором ЦКРОиР, руководитель учреждения образования издает приказ (не позднее 01.09.20___ г.) о зачислении детей в ПКПП учреждения образования в 20__/20___ учебном году
Приказ о зачислении
Вариант приказа по учреждению
Приказ № ____ от ___. 08. 201 _г.
Об организации работы пункта коррекционно-педагогической помощи в 2019/2020 учебном году
В соответствии со статьёй 15 Кодекса Республики Беларусь, Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 131, на основании решения районного исполнительного комитета от 31.08.2018 г. № 1410, приказа управления по образованию, спорту и туризму от 31.08. 2018 г. № 706, заключений ГУО «ЦКРОиР г. Червеня», заявлений законных представителей обучающихся.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1.Зачислить в пункт коррекционно-педагогической помощи следующих воспитанников:
Иванова, 15.03.2013
Петрова, ..
…
….
2. Установить учителю-дефектологу Ф.И.О. педагогическую нагрузку 20 часов (или 10 часов) в неделю и предусмотреть повышение тарифной ставки на 63 % от ставки первого разряда.
3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя заведующего ……
Заведующий (подпись) Ф.И.О.
Учитель-дефектолог предоставляет список обучающихся, получающих коррекционно-педагогическую помощь в ПКПП в двух экземплярах (для ЦКРОиР и учреждения) для согласования с директором ЦКРОиР и формирования банка данных о детях с ОПФР.
В центре хранятся протоколы обследования ПМПК и личные карточки.
Приказ об отчислении
из пункта коррекционно-педагогической помощи
Отчислить из пункта коррекционно-педагогической помощи
следующих обучающихся:
1. Иванов Евгений, 1 класс
2.…
Основание:
список обучающихся, исправивших нарушения психофизического развития (утвержденный директором ЦКРОиР);
заявления законных представителей обучающихся.
2.2 КОМПЛЕКТОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУПП ПКПП
В соответствии с действующим Положением о ПКПП в учреждении образования пункт открывается при наличии не менее 4 групп детей с ОПФР, наполняемость которых составляет 5-6 человек в каждой группе.
Комплектование групп, подгрупп осуществляется учителем-дефектологом пункта на основании заключения ЦКРОиР.
В зависимости от характера нарушения развития детей могут быть сформированы следующие группы для обучающихся:
с нарушениями речи;
с нарушением слуха;
с нарушениями зрения;
с нарушениями психического развития (трудностями в обучении):
Объединение и распределение по группам и подгруппам обучающихся с ОПФР, зачисленных на занятия в ПКПП, проводит учитель-дефектолог в период с 1 по 15 сентября текущего года. Как правило, учитывается однородность структуры речевого нарушения и, прежде всего, уровня речевого развития, а также психологических и характерологических особенностей обучающихся, что позволяет реализовать принцип дифференцированного подхода в коррекционно-развивающей работе.
С учётом педагогической (клинико-педагогической и психолого-педагогической) квалификации речевых расстройств в ПКПП могут быть скомплектованы следующие группы обучающихся с нарушениями речи: с фонетическими нарушениями речи (дислалией, дизартрией, ринолалией);
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (дислалией, дизартрией, ринолалией);
с нерезко выраженным общим недоразвитием речи: неосложнённым вариантом общего недоразвития речи и осложнённым вариантом общего недоразвития речи (при дизартрии и ринолалии);
с нарушениями чтения и письма (дислексия, дизартрия), обусловленные нерезко выраженным общим недоразвитием речи;
с нарушением темпо-ритмической стороны речи (заиканием лёгкой степени, тахилалией).
Наполняемость группы составляет 5-6 человек, подгруппы – 2-4 человека.
3. ДОКУМЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ПКПП
3.1 ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С НОРМАТИВНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ РБ
Согласно Положению о ПКПП должна быть следующая документация:
− список обучающихся, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, утвержденный директором государственного ЦКРОиР;
− приказ руководителя учреждения о зачислении обучающихся с ОПФР;
− приказ руководителя учреждения об отчислении обучающихся из ПКПП;
− заявления законных представителей обучающихся с ОПФР;
− заключения ЦКРОиР на обучающихся с ОПФР, зачисленных в ПКПП;
− карты, в которых отражены индивидуально - типологические особенности обучающихся с ОПФР, зачисленных в ПКПП;
− расписание занятий, утвержденное руководителем учреждения образования;
− перспективные планы работы на каждую группу, подгруппу, индивидуальные планы, утвержденные руководителем учреждения образования;
− ежедневные планы работы;
− рабочие тетради учащихся (срок хранения – на протяжении нахождения детей в пункте, но не менее чем один учебный год);
− список обучающихся, исправивших нарушения психофизического развития, составленного по результатам обследования обучающихся учителем-дефектологом ПКПП и специалистами ЦКРОиР и утвержденный директором государственного ЦКРОиР;
− паспорт кабинета;
− журнал учета обследованных и зачисленных в ПКПП обучающихся с ОПФР (по установленной форме);
− журнал учета проведенных занятий и посещения их обучающимися с ОПФР (заполняется учителем-дефектологом аналогично страницам классного журнала);
− годовой план работы учителя-дефектолога, утвержденные руководителем учреждения образования;
− аналитический отчет о работе учителя-дефектолога ПКПП за учебный год.
Руководитель учреждения образования, на базе которого открыт пункт, имеет право дополнить данный перечень необходимыми для деятельности пункта документами.
3.2 СОСТАВЛЕНИЕ РАСПИСАНИЯ ЗАНЯТИЙ
Действующее Положение о ПКПП регламентирует организацию коррекционно-педагогической помощи в пункте.
Основной формой организации работы учителя-дефектолога являются индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия.
Занятия проводятся в период с 16 сентября по 25 мая текущего учебного года.
В расписании занятий указывается время, продолжительность проведения занятий (групповых, подгрупповых, индивидуальных). К расписанию прилагаются списки обучающихся по группам (подгруппам) или фамилии и имена обучающихся при проведении индивидуальных занятий, а также названия групп (подгрупп) по виду и степени тяжести нарушения развития, указывается класс (группа), в которой обучающиеся осваивают содержание образовательной программы дошкольного образования или образовательных программ общего среднего образования.
Ежедневное количество занятий, их проведение и последовательность определяется расписанием занятий, которое составляется с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и утверждается руководителем учреждения образования. Продолжительность занятий определяется индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся с ОПФР:
Продолжительность групповых занятий для воспитанников с ОПФР составляет:
средняя группа -20-25 минут;
старшая группа- 25-30 минут.
Продолжительность подгрупповых занятий для воспитанников составляет:
средняя группа-15-20 минут;
старшая группа 20-25 минут.
Продолжительность индивидуальных занятий для воспитанников составляет:
средняя группа-15-20 минут;
старшая группа 15-25 минут.
Продолжительность групповых занятий для обучающихся с ОПФР составляет 30-45 минут.
Продолжительность подгрупповых занятий для учащихся с ОПФР составляет 25-35 минут.
Продолжительность индивидуальных занятий для учащихся с ОПФР составляет 15-40 минут.
В учреждениях дошкольного образования продолжительность перерывов между групповыми, подгрупповыми занятиями составляет 10-12 минут, между индивидуальными 5-10 минут.
В учреждениях общего среднего образования рекомендуемый перерыв между занятиями составляет не менее 10 минут.
Периодичность посещения занятий обучающимися с ОПФР – 2-4 раза в неделю. При определении продолжительности занятий следует учитывать возрастные особенности детей и руководствоваться соответствующими документами. Длительность индивидуальных занятий определяется в зависимости от структуры речевого нарушения. Перерыв между уроками и занятиями в ПКПП должен составлять не менее 30 минут,
Все изменения в расписании коррекционных занятий обязательно согласовываются с администрацией, при необходимости составляется и утверждается новое расписание.
Учитель-дефектолог составляет расписание из расчета 20-часовой нагрузки в неделю на одну ставку.
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ!
20 часов в неделю – это:
1200 минут (20 часов умножить на 60 минут).
Из них:
900 минут – коррекционно-педагогические занятия с детьми!
300 минут – это перемены.
В расписании занятий указывается время, периодичность и продолжительность проведения занятий. К расписанию прилагаются списки обучающихся по группам (подгруппам) по виду и степени тяжести нарушений развития, указываются класс или группа, в которых обучающиеся осваивают содержание образовательной программы дошкольного или общего среднего образования.
Периодичность и продолжительность каникул в ПКПП соответствует периодичности и продолжительности каникул в учреждении.
Во время каникул коррекционно-педагогические занятия проводятся по желанию обучающихся с ОПФР или их законных представителей. В период каникул учитель-дефектолог проводит работу по оформлению текущей документации, разработке дидактических материалов для проведения коррекционно-педагогических занятий, осуществляет консультирование педагогических работников учреждения образования, законных представителей обучающихся в рамках своих функциональных обязанностей.
В период с 26 по 30 мая учитель-дефектолог может выполнять следующую работу:
1.Проводить консультации для родителей (законных представителей), педагогических работников и обучающихся, нуждающихся в оказании коррекционно-педагогической помощи.
2.Проводить консультации для родителей (законных представителей) будущих первоклассников по вопросам речевой готовности детей к школьному обучению.
4.Проводить мониторинг устной и письменной речи обучающихся, получавших помощь в ПКПП в 20__/20__ учебном году.
5.Проводить анализ работы пункта коррекционно-педагогической помощи за 20__/20__ учебный год.
3.3 ВЕДЕНИЕ ЖУРНАЛА УЧЕТА ПРОВЕДЕННЫХ ЗАНЯТИЙ И
ПОСЕЩЕНИЯ ИХ ДЕТЬМИ
Журнал учетапроведенных занятий и посещения их детьми представляет собой обычный классный журнал для 1-4 классов (на ставку). На первых страницах имеются указания по его ведению. Например,
распределение количества страниц на текущий учет производится в соответствии с количеством часов согласно планированию;
администрация учреждения образования обязана обеспечить хранение журнала и систематический контроль за правильностью его ведения;
страница «Замечания по ведению классного журнала» заполняется администрацией учреждения образования не реже 1 раза в четверть;
все записи должны делаться разборчиво и аккуратно, стержнем одного цвета, как правило, фиолетовым.
Оформляя журнал, учитель-дефектолог:
список обучающихся группы (подгруппы) зачисленных на занятия в пункт, записывает в алфавитном порядке;
заполняет «Общие сведения о детях»;
на левой стороне развернутой страницы журнала ставит дату занятия, отмечает отсутствующих буквой «н» (не был);
на левой половине страницы вверху указывается номер группы и ее название, например, «Группа №1, дисграфия, дислексия, обусл. ОНР 3 уровня» или Индивидуальное занятие: ФИО;
на правой – записывает дату проведения занятия и с большой буквы – тему занятия (в стороке графы «содержание учебного занятия»);
При отсутствии ребенка на индивидуальном занятии учителю-дефектологу необходимо обеспечить замену и произвести соответствующую запись в журнале. Фамилии и имена детей, записанные в алфавитном порядке на боковой вкладке, используются для ведения учета посещения занятий. Посещаемость каждого данного ребенка отмечается на соответствующей странице в строке журнала в соответствии с порядковым номером (согласно списку детей на вкладке). Допускается запись списка группы или подгруппы детей не на боковой вкладке, а на странице журнала.
Все даты и темы занятий должны соответствовать записям в ежедневных планах.
ВЕДЕНИЕ ЖУРНАЛА УЧЕТА
ПРОВЕДЕННЫХ ЗАНЯТИЙ И ПОСЕЩЕНИЯ ИХ ДЕТЬМИ
Группа № 1: Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Обследование зачисленных детей с 1 по 15 сентября фиксируется на отведенной в конце журнала странице, которая называется «Обследование детей, зачисленных в ПКПП» (на страницах классного журнала «Учет организационно-воспитательной работы по выполнению обязанностей классного руководства»).
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ! Записи делаются подробно. Например,
Дата
|
Содержание работы
|
Количество часов
|
01.09.2017
|
Обследование лексико-грамматической стороны речи Ивановой Маши, 1 класс
|
08.00 – 08.25
|
01.09.2017
|
Обследование фонетико-фонематической стороны речи Сидорова Паши, 1 класс
|
8.30-8.55
|
Суммированный учет отработанного времени в день в период обследования должен соответствовать нагрузке учителя-дефектолога.
В соответствии с должностными обязанностями учитель-дефектолог (в рамках 36-часовой рабочей недели) проводит консультативную работу с педагогическими работниками учреждения образования по вопросу индивидуализации процесса обучения и воспитания детей и законных представителей, обучающихся с ОПФР по вопросам оказания коррекционно-педагогической помощи, индивидуализация обучения ребенка.
Учитель-дефектолог соблюдает профессиональную этику, хранит профессиональную тайну, не распространяет сведения, полученные в результате диагностической, консультационной работы, если это может нанести вред ребенку.
У учителя-дефектолога должен быть график проведения консультаций. В графике указываются время проведения консультации (день недели, время начала и окончания консультации); группа лиц, для которой проводится консультация.
Периодичность проведения консультаций (1-2 раза в месяц или иная) определяется учителем-дефектологом по согласованию с администрацией учреждения образования.
правовыми документами не регламентируются.
Учет проведенных консультаций ведется в журнале Консультативная работа.
Примерная форма:
На левой стороне журнала дата проведения консультации (17.09)
На правой стороне журнала:
Дата проведения консультации, тема консультации, форма проведения консультативной работы (индивидуальная, с указанием ФИО консультируемого, родительское собрание или иная).
Темы собраний, консультаций, бесед и других форм консультативной работы должны соответствовать плану консультативной работы с педагогическими работниками учреждения образования и родителями, а также годовому плану учреждения образования. Виды консультативной помощи желательно упорядочить.
3.4 ВЕДЕНИЕ ЖУРНАЛА УЧЕТА ОБСЛЕДОВАННЫХ И ЗАЧИСЛЕННЫХ В ПКПП ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР
Журнал учета обследованных и зачисленных в ПКПП обучающихся с ОПФР ведется согласно приложению №2 Методических рекомендаций «Организация и содержание работы в ПКПП» от 25 мая 2012г. Сведения вносятся по мере обследования обучающихся, которые были обследованы учителем-дефектологом и специалистами ЦКРОиР на протяжении учебного года в учреждении образования. На основании этого журнала ведется учет детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи.
3.5 ПЛАНЫ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Содержание занятий с детьми в пункте определяется документом, в котором отражаются цели, задачи, приемы и средства коррекционно-педагогической помощи (перспективными планами работы на группу, подгруппу, индивидуальными), которые разрабатываются учителем-дефектологом в соответствии с результатами психолого-педагогического обследования, утверждаются руководителем учреждения образования.
Обучающиеся, зачисленные в ПКПП, испытывают стойкие трудности в усвоении программы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Планирование коррекционной работы характеризуется гибкостью и отсутствием жёсткой регламентированности, поэтому в нем не указывается конкретное количество занятий по каждой теме ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия возможной результативности коррекционной работы. Дату проведения занятия можно проставлять в разделе «Тема занятия» при планировании работы на короткий период (например, неделю).
Перспективное планирование подгрупповой и индивидуальной работы составляется на одну или две четверти с учетом результатов обследования, имеющихся у детей нарушений, предусматривается также закрепление знаний и умений, получаемых на групповых занятиях. В течение года в перспективный план можно вносить изменения и дополнения, ориентируясь на успехи или затруднения учащихся.
Таким образом, правильно составленное перспективное планирование для детей с ОПФР, получающих помощь в ПКПП, поможет учителю-дефектологу эффективнее планировать занятия, позволит ему в коррекционно-образовательном процессе развивать не только устную и письменную речь, но и восприятие, внимание, мыслительные операции.
Перспективные планы работы на группу, подгруппу, индивидуальные занятия, утверждаются руководителем учреждения образования.
3.6 ЕЖЕДНЕВНЫЕ РАБОЧИЕ ПЛАНЫ
На основе перспективного планирования учитель-дефектолог разрабатывает систему коррекционно-развивающих занятий, в основе которых лежит комплексный подход, направленный на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую).
Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи и т.д.) осуществляется линейно, поскольку с каждым годом постепенно усложняется материал внутри каждой задачи, варьируются сочетаемость упражнений, заданий, их смена и взаимосвязь.
Таким образом, ежедневный план включает планирование групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.
3.7 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КАРТЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Диагностика уровня сформированности учебных навыков позволяет учителю-дефектологу, разработать оптимальную коррекционную программу. Нарушения чтения и письма имеют различную структуру и степень выраженности. Это связано с разнообразием причин данных нарушений, среди которых:
недоразвитие устной речи во всех ее звеньях (нарушения звукопроизношения, фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, словарного запаса, грамматического строя, связной речи)
нарушения двигательных функций руки, слухомоторной и зрительно-моторной координации
несформированность познавательных мотивов овладения чтением и письмом
несовершенство произвольной сферы и многое другое.
Индивидуальная карта развития ребенка представляет собой фиксацию проведения, содержания и результатов стартового психолого-педагогического и логопедического обследования ребенка при поступлении его в ПКПП. В ней отмечаются: анамнестические данные, сведения о раннем развитии ребенка, данные объективного обследования специалистами-медиками (неврологом, отоларингологом, офтальмологом), состояние развития моторики, состояние развития психических процессов (внимание, память, мышление), речевое развитие (состояние органов артикуляции, общее звучание речи, словарный запас, словообразование, словоизменение, развитие связной речи, звукопроизношение, состояние фонематического слуха, навыки звукового анализа), способность принимать помощь, работоспособность, особенности общего и речевого поведения. Все эти данные служат основой для перспективного планирования коррекционной работы с данным ребенком. Целесообразно на основании карты углубленного обследования составлять сводный профиль учета специфических ошибок чтения и письма и развития речи детей по группам. Это даст возможность наглядно представить, состояние, например, звукопроизношения, развития связной речи или фонематического слуха у детей, а также эффективнее спланировать мероприятия коррекционно-педагогического воздействия.
При оформлении индивидуальных карт развития ребенка следует учитывать следующие рекомендации.
- Использовать словесную и (или) бальную оценку действий ребенка.
- Фиксировать образец речи ребенка «[…]», а также возможно внесение в карту готовых качественных характеристик действий ребенка, с целью отметки подходящего варианта. Фиксировать принятие и понимание задания.
- В графе «заключение учителя-дефектолога» дублировать заключение ЦКРОиР.
- При повторном обследовании результаты вписывать другим стержнем и предлагать дополнительно другой диагностический материал.
- К карте, по которой проводится обследование, должен быть подобран иллюстративный материал, а также методики проведения обследования с указанием цели каждого задания, оборудования и методики предъявления задания. Обращаем внимание на то, что диагностический материал не используется! в процессе ежедневных занятий.
3.8 ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЕТА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА.
КАРТОТЕКА ОБОРУДОВАНИЯ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ
Одним из важных условий эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адаптивно-образовательного пространства для ребенка с особенностями психофизического развития. Продуманная предметно-пространственная организация и дизайн кабинета учителя-дефектолога помогут ребенку быстрее адаптироваться, сформировать позитивное отношение ребенка к занятиям и учителю-дефектологу, раскрепоститься. Окружение, которое создается педагогами для ребенка с ОПФР должно:
- соответствовать естественному процессу развития ребенка;
- способствовать его познавательной активности;
- формировать мотивацию к деятельности;
- делать эффективной коррекционную работу.
Требования, которые предъявляются к оснащению и оформлению кабинета, в котором проводятся коррекционно-педагогические занятия основаны на:
- утилитарной рациональности;
- комфортности для ребенка и педагога;
- безопасности.
К предметно-пространственной среде, как составной части развивающей среды относятся:
- помещение пункта коррекционно-педагогической помощи, мебель, интерьер
- звукоусиливающая аппаратура (для детей с нарушением слуха);
- специальное световое оборудование (для детей с нарушениями зрения).
Учителю-дефектологу, прежде всего, следует продумать рациональную и целесообразную расстановку мебели в кабинете, осуществить зонирование кабинета – выделить различные зоны для разных видов деятельности во время занятий.
Логически и утилитарно оправдано деление кабинета на следующие зоны:
- учебная зона – место проведения групповых занятий (столы и стулья для детей, настенная и магнитная доски, фланелеграф);
- игровая зона – место поведения физкультминуток, подвижных игр, разминок;
- релаксационная зона - место отдыха, расслабления обучающихся рекомендуется проводить логоритмические и иные упражнения;
- зона сенсорного опыта – способствует обеспечению социального развития посредствам формирования представлений о физических качествах предметов и явлений;
- зона развития мелкой моторики – развитие координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей;
- зона развития артикуляторной моторики – постановка звуков и работа по развитию артикуляционного праксиса, речевого дыхания и т.д.;
- зона технических средств предназначена для обеспечения коррекционно – педагогического процесса вспомогательными средствами обучения с целью улучшения качества коррекционной работы.
- информационная зона – место размещения информации для родителей, детей и педагогов. Эту зону можно разместить за дверью кабинета. Важно только, чтобы она была доступна для родителей, хорошо освещена, чтобы там имелась бумага для записей, ручки, на случай, если родителям или педагогам понадобится записать информацию.
3.9 АНАЛИЗ РАБОТЫ ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД
Анализ работы необходим для того, чтобы выявить сильные стороны своей деятельности и обратить внимание на слабые.
В аналитическом отчете должны быть отражены следующие позиции:
- краткое описание списочного состава обучающихся (сколько лет посещают ПКПП, количество групп, подгрупп);
- количественно-качественный анализ и оценка результативности реализованных индивидуальных, групповых и подгрупповых перспективных планирований (динамика);
- сведения о ходе и результатах проведенной в отчетном году консультативной работы с педагогами, законными представителями;
- сведения о пополнении материально-технической базы кабинета;
- сведения о повышении квалификации в течение года, прохождении курсов, посещении методических объединений;
- работа по самообразованию;
- сравнительный анализ коррекционно-педагогической работы за последних два года;
- задачи на следующий учебный год.
Примерная форма написания аналитического отчёт учителя-дефектолога пункта коррекционно-педагогической помощиза 20../20.. учебный год
В 20../20.. учебном году целью моей работы …
В процессе работы решала следующие задачи:
Для достижения поставленной цели и решения задач вела работу по следующим направлениям:
- диагностика;
- коррекция;
- консультирование (психолого-педагогическое просвещение);
- методическая работа, самообразование;
- создание коррекционно-развивающей среды для детей с ОПФР (оснащение кабинета и др.)
- Диагностика
В течение учебного года продиагностировала…. (кол-во детей)
Выявлено …детей, нуждающихся в коррекционной помощи, из них на пункт, на начало учебного года, было зачислено…. В течение года было ещё зачислено…
Какую документацию вели в рамках работы по данному направлению???
Какими методическими разработками пополнили кабинет????
Всё ли запланированное в рамках данного направления выполнено???
С какими трудностями столкнулись????
Как преодолевали возникающие проблемы????
Качественная оценка своей деятельности по данному направлению….
- Коррекция
В течение учебного года коррекционную помощь в ПКПП получили…. (кол-во детей)
Не оказана коррекционная помощь… (кол-во детей – если были такие)… Почему помощь не оказана?
Какую документацию вели в рамках работы по данному направлению???
Какими методическими разработками пополнили кабинет????
Всё ли запланированное в рамках данного направления выполнено???
С какими трудностями столкнулись????
Как преодолевали возникающие проблемы????
Качественная оценка своей деятельности по данному направлению….
- Консультирование
В течение учебного года консультационную помощь в ПКПП получили…. (кол-во педагогов, родителей, детей (по отдельности и всего))
Какую документацию вели в рамках работы по данному направлению???
Какими методическими разработками пополнили кабинет????
Всё ли запланированное в рамках данного направления выполнено???
С какими трудностями столкнулись????
Как преодолевали возникающие проблемы????
Качественная оценка своей деятельности по данному направлению….
- Методическая работа, самообразование
В течение учебного года участвовали в работе методических формирований города (перечислить), учреждения образования (перечислить), м.б. в инновационных проектах и площадках…
Обозначить степень участия в мероприятиях (выступали (с указанием темы), подготовили и провели полностью мероприятие (указать тематику, итоги работы), оказывали методическую помощь другим специалистам (Кому??? Какую???)
Участвовали в выставках, конкурсах, других мероприятиях (указать какие и степень участия, результативность)
В течение учебного года работали над темой по самообразованию «….». За данный период сделали… (перечислить)
Какую документацию вели в рамках работы по данному направлению???
Какими методическими разработками пополнили кабинет????
Всё ли запланированное выполнено???
С какими трудностями столкнулись????
Как преодолевали возникающие проблемы????
Указать продолжите работу по самообразованию над этой же темой или будете работать над другой (аргументировать)
Качественная оценка своей деятельности по данному направлению….
- Создание адаптивно-адаптирующей среды
Указать о выполнении плана развития кабинета (степень реализации плана)
Сделать анализ ресурсов кабинета (социально-психологические – %; организационно-смысловые – %; пространственные – %; предметные – %)
Наличие электронных средств обучения (программ, тренажёров и др.), наличие мультимедийной картотеки (программ, тренажёров и др. с указанием количества и отдельных названий электронных пособий), наличие методических пособий, нормативных документов и др. (на электронных носителях)
Чем пополнили кабинет в течение года??? (не указывать методические разработки, описанные ранее)
Наличие компьютера и другой техники в кабинете
С какими трудностями столкнулись????
Как преодолевали возникающие проблемы????
С кем взаимодействовали???
Сотрудничество с администрацией (указать какую помощь оказала администрация учреждения образования по оснащению кабинета)
- Уровень реализации поставленных задач. Существующие проблемы
Обобщить из всех разделов
- Перспективные направления работы на следующий учебный год
С учётом информации всех разделов, особенно по разделу VI.
Дата ____________________ Подпись ____________ /Ф.И.О. /
3.11 ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
Годовой план работы учителя-дефектолога, утверждается руководителем учреждения образования.
В годовом плане работы учитель-дефектолог определяет цели и направления коррекционно-педагогической работы, сроки проведения углубленного обследования с целью определения индивидуально-типологических особенностей обучающихся, комплектования групп (подгрупп); мероприятия по пропаганде дефектологических знаний, пополнению оснащенности кабинета, самообразованию, повышению квалификации и иные.
Годовой план
работы учителя - дефектолога
ФИО
ПКПП
ГУО «Наименование учреждения образования»
на 20../ 20.. учебный год
Цель:
Задачи:
№ п/п
|
Содержание работы по направлениям
|
Сроки выполнения
|
- Организационная деятельность
|
|
1.Оформление документации;
2.Формирование групп, подгрупп;
3.Организация адаптивно - образовательного пространства;
4.Информационная деятельность (отчет).
|
|
- Диагностическая деятельность
|
|
1.Подготовка диагностического инструментария;
2.Сбор анамнестических данных и предварительная беседа с родителями;
3.Углубленное обследование зачисленных обучающихся;
4. Анализ полученных данных
( заполнение индивидуальных карт).
|
|
- Коррекционно-педагогическая работа
|
|
1.Проведение коррекционно-развивающих занятий
|
|
|
подробнее... / свернуть