- Обеспечение детей с особенностями психофизического развития своевременной квалифицированной коррекционно-педагогической, социально-педагогической, социально-психологической помощью по месту жительства;
- создание специальных условий для получения образования лицами с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями на уровнях дошкольного и общего базового образования, их социальной адаптации и интеграции в общество;
- социальная реабилитация лиц с особенностями психофизического развития, обеспечивающая создание им равных возможностей для участия в жизни общества, формирование жизнеспособной личности, включение в активное социальное взаимодействие;
- формирование позитивного общественного мнения в отношении лиц с особенностями психофизического развития, улучшения морально-психологического положения детей с особенностями психофизического развития в семье, коллективе, обществе.
1. Диагностическое
Диагностическая работа в условиях ЦКРОиР направлена на:
установление характера протекания психических процессов у детей с особенностями психофизического развития;
выявление вторичных по своей природе отклонений, которые могут быть причиной трудностей в обучении;
определение сущности индивидуально-психологических особенностей ребенка, уровня его познавательного и личностного развития, уровня освоения им образовательных программ;
изучение динамики образовательных изменений и личностных приращений ребенка в процессе обучения, раскрытие его способностей и потенциальных возможностей.
Диагностическая работа позволяет своевременно выявить образовательные потребности детей, проанализировать и оценить эффективность педагогического и коррекционного воздействия, определить условия, необходимые для достижения ребенком с особенностями психофизического развития максимально возможного уровня развития, образованности, интеграции в общество.
2. Организация образовательного процесса
Педагогическая работа обеспечивает поступательное социокультурное развитие ребенка с особенностями психофизического развития путем целенаправленной передачи ему системы ценностей, правил поведения, знаний, умений и навыков, соответствующих интересам и возможностям ребенка, коррекцию и (или) компенсацию имеющихся у него нарушений средствами образования в целях его социальной адаптации и включения в жизнь общества.
Педагогическая работа в условиях ЦКРОиР осуществляется через организацию образовательного процесса для детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.
В ЦКРОиР функционирует 13 классов для детей с ТМН, в которых обучается 92 учащихся (из них 7 детей обучение на дому), 1 дошкольная группа – 5 воспитанников (из них 1 ребёнок обучение на дому), для 20 детей организованны коррекционные занятия, 3 детям оказывается ранняя комплексная помощь. Педагогический состав учреждения:
v Директор: Роскач Н.Г.
v Зам.директора по ОД: Белевич М.В.
v Педагог-психолог: Забаронок Д.С.
v Учителя и учителя-дефектологи : Бесман В.В., Кучинская О.Н., Будник С.В., Харитонович Н.А., Гриневич Е.В., Смолкина Т.В., Колтович Е.Н., Трапашко К.А.. Зубаха С.И., Дигалева И.Г., Костевич М.А.
v Воспитатели: Ашейчик Т.И., Телятицкая С.В., Манулик Н.В., Козырева Н.Н.
3. Коррекционно-педагогическая помощь и социальная реабилитация
1. ЦКРОиР оказывает коррекционно-педагогическую помощь лицам, имеющим стойкие или временные трудности в усвоении содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования;
2. зачисление лиц с особенностями психофизического развития для получения коррекционно-педагогической помощи осуществляется по результатам диагностической деятельности ЦКРОиР и на основании заявления их законных представителей;
3. коррекционно-педагогическая помощь направлена на исправление или ослабление психических и (или) физических нарушений, активизацию познавательной деятельности, развитие мотивационной и эмоционально-волевой сфер, формирование навыков общения, общих способностей к учению, что в целом обеспечивает профилактику неблагоприятного хода развития личности обучающегося;
4. коррекционно-педагогическая помощь оказывается учителем-дефектологом в форме коррекционных занятий индивидуально, с группой или подгруппой лиц с особенностями психофизического развития со сходными нарушениями и, как правило, одного возраста;
5.коррекционные занятия проводятся по расписанию, утверждённому руководителем ЦКРОиР, периодичность посещения занятий – 2 раза в неделю.
Деятельность ЦКРОиР по социальной реабилитации
1. работу по социальной реабилитации лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями проводят педагогические, медицинские ЦКРОиР с целью социальной адаптации, улучшения качества жизни, формирования необходимых способностей, умений и навыков у лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, обеспечивающих им максимальную возможную независимость и самостоятельность в жизни;
2. социальная реабилитация лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями осуществляется посредством организации их творческой деятельности, физкультурно-оздоровительных мероприятий, расширения социальных связей, мероприятий по восстановлению и (или) компенсации утраченных или нарушенных функций организма, иных видов социальной реабилитации;
3. социальная реабилитация лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями включает комплекс мероприятий, направленных на повышение адаптационных возможностей организма, уровня самообслуживания, общения и создания оптимальных условий для их интеграции в общество.
4. Ранняя комплексная помощь
Цель ранней комплексной помощи:
- раннее включение ребёнка раннего возраста в образовательный процесс с целью исправления и (или) ослабления имеющихся у него нарушений развития, предупреждения появления вторичных отклонений, стимуляции потенциальных возможностей ребёнка.
Задачи ранней комплексной помощи:
- проведение углубленного психолого-педагогического обследования детей раннего возраста;
- оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям раннего возраста;
- включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребёнка раннего возраста.
5. Консультативное
Оказывается помощь родителям и педагогам района по вопросам воспитания и обучения детей с ОПФР, ведется пропаганда дефектологических и психологических знаний.
6. Социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь.
В рамках данного направления проводится консультирование родителей, проводятся индивидуальные и групповые коррекционные занятия с детьми
7. Методическое
ЦКРОиР координирует работу учителей- дефектологов пунктов коррекционно-педагогической помощи дошкольных (7) и учреждений общего среднего образования (3), учителей-дефектологов интегрированного обучения (9), учителей-дефектологов (8) специальных групп и групп интегрированного обучения и воспитания учреждений дошкольного образования; пропагандирует психологические и дефектологические знания, повышает квалификацию специалистов путем проведения методических объединений, круглых столов, семинаров.
8. Информационно-аналитическое
Создан и систематически обновляется банк данных о детях с особенностями психофизического развития (509 обучающихся, из них 120 инвалидов). ЦКРОиР информирует педагогов и родителей по актуальным проблемам коррекционной педагогике и специальной психологии, освещает вопросы специального образования в средствах массой информации.