Архив новостей - Специальное образование

Архив новостей

" Поговорим о толерантности"

16.11.2021

«Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности. Такой человек не только счастлив и эмоционально уравновешен, но он, к тому же, крепче здоровьем и меньше подвержен болезням. У него сильная воля, хороший аппетит, и ему легче заснуть, ведь совесть его чиста». (Далай-Лама XIV)

Проблема толерантности была актуальна всегда, но в последние годы она приобретает особенно большую значимость. Поскольку сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития. Современный культурный человек это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки.


Чтобы лучше понять предмет обсуждения, следует уточнить значение этого слова.

Словарь методических терминов определяет толерантность как «терпимость человека к кому-либо или к чему-либо. В культурологии и социологии этот термин используется для обозначения понимания и уважения к другой культуре, к отличиям представителя другой культуры – этническим, национальным, расовым, религиозным, языковым» .

Большой энциклопедический словарь даёт несколько определений этому понятию, из которых чаще всего используются два: толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – это способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды; Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению .

Не менее интересным является и медицинское определение этого термина. Так, например, толерантность иммунологическая (immunological tolerance) означает неспособность организма отличать собственные, вырабатывающиеся в нем вещества, к которым он должен быть толерантен, от чужеродных веществ, против которых в нём должны вырабатываться антитела. В этом случае полная толерантность приводит к гибели самого организма.

Термин толерантность – это изначально медицинский термин, введённый в 1953 году английским иммунологом П. Медаваром для обозначения «терпимости» иммунной системы организма к пересаженным инородным тканям, в дальнейшем он стал частью социальных наук.

Так или иначе, но термин толерантность везде определяется как терпимость.

Популярный интернет-ресурс «Википедия» проводит сопоставление толерантности и терпимости и предлагает нам такое сравнение: «Слово «толерантность», хотя и используется как синоним «терпимости», несёт в себе другие смыслы. «Толерантность» – это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно» . Конечно, «Википедию» нельзя назвать авторитетным источником, но именно её, в начале списка, предлагают поисковые системы интернета.

Если в современных словарях терпимость определяется как добровольное, активное, сознательное поведение, то в Декларации принципов терпимости, принятой резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года, в п. 1.3. утверждается следующее: «Терпимость – это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Терпимость – это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека (курсив наш – Е.А.) [4].

Другими словами, Декларация предлагает считать нормой добровольный и сознательный отказ от каких-либо норм, кроме тех, которые установлены в международных правовых актах. Однако регулятивами социального поведения выступают не только нормы права. Существуют и другие регуляторы, присущие любой национальной культуре, такие как нормы морали, обычаи, традиции, ритуалы и т.д. Зигмунд Фрейд утверждал, что человеческая культура зарождается именно тогда, когда люди добровольно налагают запрет (табу) на некоторые деяния и поступки.

Нормы морали, нормы обычаев, нормы традиций и ритуалов всегда формируются продолжительное время и становятся таковыми только после их длительной проверки на состоятельность как регулятива. Ни одно нововведение в социальной жизни общества не приживается, если оно не признано и не одобрено большей частью этого общества. Норма становится нормой только тогда, когда она считается не только приемлемой, но и осознанно необходимой.

Нормы права принимаются небольшой группой людей и начинают действовать с момента их вступления в силу, а нормы морали, традиции, обычаи не закрепляются институционально и существуют на уровне бытийных представлений членов данного общества о добре и зле. Манипулировать социальными нормами на уровне права всегда гораздо проще, чем на уровне морали и нравственности.

В наше время использование заимствованных слов является достаточно частотным. Термин толерантность не избежал этой участи, однако следует определиться с тем, насколько необходимо частое его употребление. Использование заимствованных слов оправдано только тогда, когда в языке отсутствует аналог. Если толерантность переводится как терпимость, то, насколько оправдано его использование?

Толковый словарь С.И. Ожегова определяет терпимость как то, что можно терпеть, с чем можно мириться; уметь без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению .

Терпимость понимается как допустимость своего параллельного существования чужого, другого, иного, чем у нас, но в соответствии с нашей системой нравственных ценностей допустимого, без принятия этого нормой для себя, без приближения к себе и пропускания через себя. Терпимость не предполагает активного участия в утверждении чуждого.

Толерантность подразумевает принятие иного как своего, снятие границы между свое-чужое, допустимость не только существования иного, но и активное соучастие в жизни иного и, достаточно часто, отказ от своего в пользу иного.

Проведенный анализ, не претендующий на полноту рассмотрения проблемы, но позволяет сделать вывод о недопустимости равнозначной замены терминов толерантность и терпимость, да и целесообразность использование иностранного термина остаётся под большим вопросом.

16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности. Этот день посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости. Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма.

Толерантность - понятие сложное, оно вызывает трудности в понимании и требует разъяснения и обсуждения, но ему можно и нужно учиться. Нужно учиться любви и милосердию, потому что только оно спасет нас от озверения, от такого состояния, которое разрушительно во всех смыслах. Нужно вовремя попытаться понять другого, все то, что ему дорого. Нужно помнить, что Земля в эпоху сверхзвуковых скоростей и Интернета стала очень маленькой – все мы на ней живем рядом друг с другом и друг среди друга и убежать некуда. Поэтому необходимо учиться принимать другого со всеми его особенностями. Другого пути просто нет. А кроме того, приняв другого, мы становимся богаче сами, намного богаче… Если вдуматься, толерантное отношение к другому – это путь удивительных открытий для самого себя. Путь подлинного духовного роста.

Жизнь человеку дается только один раз и, каждый сам выбирает, как ее прожить.

Ворота сада

(Притча)

Жил – был юноша с дурным характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо».

В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие дни он научился контролировать свой гнев, тем самым уменьшая количество забитых гвоздей. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришёл к отцу и сообщил ему эту новость.

Отец сказал юноше: «Вынимай из ворот один гвоздь каждый раз, когда не потеряешь терпения».

Наступил день, когда юноша смог сообщить отцу, что вытащил все гвозди.

Отец подвёл сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вёл, но посмотри, сколько дырок на воротах! Никогда они уже не будут таким как раньше. Когда ты с кем–то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны, как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож, а потом вытащить его, но всегда останется рана… И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощения – рана всё равно останется. Рана, принесённая словами, причиняет ту же боль, что и физическая».

Какой мы извлечём из неё урок, зависит от нас. Всё в наших руках.

В заключении хочется вспомнить слова Бернарда Шоу:

«Теперь, когда мы научились

Летать по воздуху, как птицы,

Плавать под водой, как рыбы,

Нам не хватает только одного:

Научиться жить на земле, как люди»

Фотоматериалы